ОСНОВНЫЕ
ТРУДЫ ЮНГА Краткое изложение в хронологическом порядке
Христиан Роде
В общей сложности Юнгу принадлежит 254 публикации - не считая переписки с
Фрейдом (1974) и трехтомного издания писем (1972-1973). Поэтому выделить
наиболее важные его труды (таковых насчитывается около тридцати) и изложить их
в хронологическом порядке при небольшом объеме настоящей статьи представляется
крайне сложной задачей, тем более что Юнг как пионер глубинной психологии был
не систематиком, а исследователем-эмпириком, который в свете выдвинутых им
рабочих гипотез и полученных данных постоянно переосмысливал и заново
формулировал основные положения своей теории. Так, например, некоторые из его
наиболее важных трудов после 4-го или 5-го издания подвергались существенной
корректировке и переработке. Некоторые основополагающие работы публиковались в
журналах и лишь спустя многие годы были изданы в виде книг (например, работа
«Отношения между Я и бессознательным» была опубликована в виде статьи в 1916
году, а в виде книги (в 1928-м). Другие сочинения, как, например, популярная
работа «О психологии бессознательного», по мере переиздания превращались из
статей в исправленные и дополненные книги. Вначале это была статья «Новые пути
в психологии» (1912), которая в 1917 году была расширена до книги «Психология
бессознательных процессов», затем при 3-м и 4-м изданиях опубликована в
исправленном и дополненном варианте под названием «Бессознательная душевная
жизнь в норме и при болезни» и, наконец, в виде книги «О психологии
бессознательного». К 1966 году она выдержала восемь изданий. В целях соблюдения
хронологической последовательности я буду каждый раз ссылаться соответственно
на первый вариант и последующие изменения. Во всех без исключения описаниях
теории Юнга, авторами которых были его самые верные ученики, хронологическая
последовательность также не соблюдается - в них преобладает тематический подход.
При хронологическом порядке изложения психиатрические исследования оказываются
вместе с работами, посвященными психологии религии, психотерапии и алхимии.
Уже в диссертации, озаглавленной «О психологии и патологии так называемых
оккультных явлений» (1902), в которой анализируются спиритические сеансы
(1895-1899) с медиумом Хеленой Прайсверк, Юнг не только определяет и
классифицирует различные феномены, обнаруженные у его испытуемой -
сомнамбулизм, полусомнамбулизм, автоматическое письмо и галлюцинации, - но и
высказывает мысль, что подобные феномены представляют собой динамические
проявления психики, для объяснения которых одной только классификации отнюдь не
достаточно. Особенно он подчеркивает два момента: во-первых, способность
девушки совершать в состоянии транса действия, которые она не может выполнять в
состоянии бодрствования. Во-вторых, полное отличие личности «Ивенес» -
уравновешенной, серьезной и задумчивой девушки - от неуравновешенной обычной
личности медиума. Юнг пришел к выводу, что Ивенес - не что иное, как взрослая
личность медиума, зачатки которой существовали в бессознательном девушки. То
есть отщепленные содержания бессознательного могут принимать форму человеческой
личности, либо проецируюсь в форме галлюцинаций вовне, либо, как на спиритических
сеансах, овладевая сознанием.
С ассоциативного эксперимента (1903), по словам самого Юнга, началась его
собственная научная работа. Свой многолетний труд он обобщил в «Диагностических
исследованиях ассоциаций» (т. I 1906, т. II 1909). Юнг дает подробное описание
истории ассоциативного эксперимента, в котором испытуемый должен как можно
быстрее отреагировать первыми пришедшими ему в голову словами на ряд тщательно
подобранных, произносимых вслух слов. При этом измеряется время реакции. Ошибки
испытуемого, замедленные реакции, нарушения привели его к выводу о
существовании в бессознательном эмоционально окрашенных групп представлений,
которые он вслед за Циеном назвал «комплексами» (см. статью К. Т. Фрейя-Верлина
в этом томе). Выявлению и анализу этих, как правило, бессознательных,
автономных комплексов и посвящена работа Юнга. Он провел различие между
нормальными, случайными и постоянными комплексами. При сравнении «нормальных
комплексов» у мужчин и женщин он установил, что у женщин на первом плане находились
эротические комплексы и комплексы, связанные с семьей, домом, беременностью,
детьми и браком. У мужчин преобладали комплексы, связанные с честолюбием,
деньгами и стремлением к успеху. Случайные комплексы связаны со специфическими
событиями в жизни испытуемого. Наличие постоянных, фиксированных комплексов Юнг
установил при истерии и прежде всего при dementia praeсох. В своей работе «О
психологии dementia praecox» (1907) он дополняет исследования Блейлера,
подчеркивая его заслуги, и в то же время высказывает серьезные сомнения в
отношении теории Фрейда. Отныне Юнг использует понятие «комплекс» в широком
значении и выделяет несколько разновидностей комплексов в зависимости от того,
относятся ли они к отдельному событию или к сохраняющейся долгое время
ситуации, являются ли они осознанными, частично осознанными или полностью
бессознательными, насколько сильно они эмоционально окрашены. Для демонстрации
своего метода Юнг приводит весьма подробный анализ случая 60-летней пациентки,
которая почти двадцать лет провела в Бургхёльцли. Ее одолевали много-численные
галлюцинации и бредовые идеи, возникавшие практически без какой-либо связи друг
с другом. Юнг провел с ней несколько раз ассоциативный эксперимент и, кроме
того, попросил дать свободные ассоциации к словам, которые казались ему
ключевыми в связи с бредовыми представлениями. Таким способом ему удалось
идентифицировать многочисленные комплексы, которые он разделил на три группы:
мечты о счастье, жалобы на несправедливость и сексуальные комплексы. Внешне не
связанные между собой патологические проявления пациентки выражали, таким
образом, в качестве компенсации ее суровой и полной лишений жизни постоянное
стремление к исполнению желаний. Но если при истерии комплексы удавалось
преодолевать, то пациенты, больные dementia praecox, оставались в плену своих
бредовых представлений. В связи с этим Юнг выдвинул гипотезу, что их комплексы
продуцировали токсин, наносивший мозгу непоправимый вред. В своей книге
«Содержание психоза» (Jung 1908) Юнг высказал предположение, что бредовые идеи
психотиков являются выражением их стремления создать новую картину мира.
Работа «Метаморфозы и символы либидо. К вопросу об истории развития мышления»
(Jung 1912) привела Юнга к разрыву с Фрейдом. На четырехстах с лишим страницах
о комментирует опубликованный в 1906 году Флорнуа материал фанта¬зий
неизвестной ему юной американки (псевдоним Фрэнк Миллер), которая страдала
шизофренией. Крайне внушаемая пациентка, грезя наяву, услышала стихотворение
«Славься, Боже». Ночью, когда она находилась в гипнагогическом состоянии, у нее
сложилось стихотворение «Мотылек, стремящийся к солнцу». Позднее она придумала
драму, главной фигурой которой был образ героя - ацтека или инка. К этому
скудному материалу Юнг добавил многочисленные цитаты из Библии, Упанишад,
других священных писаний, из эпоса о Гильгамеше и «Одиссеи», из произведен!,
поэтов и философов (в частности Гёте и Ницше), археологов, лингвистов и
историке: религии, исследователей мифологии (Кройцера, Штейнталя и др.),
этнолога Фробениуса и, разумеется, психологов, психиатров и психоаналитиков,
чтобы показать прямые и косвенные духовные источники, которые соединяются в
непроизвольном индивидуальном продукте фантазии мисс Миллер. Фантазии служат
также своего рода «нитью Ариадны», ведущей по лабиринтам символических
параллелей, которые возникают в результате амплификации.
Хотя через 37 лет Юнг подверг этот труд основательной переработке и почти на
800 страницах дополнил его многочисленными последующими открытиями, что
по¬служило поводом к изменению названия - «Символы метаморфозы» (1952), - уже
тогда он сделал три важнейших нововведения. Во-первых, он противопоставляет
фрейдовскому пониманию либидо как сексуальной инстинктивной энергии свою
концепцию либидо, в которой делает акцент не на качественном, а на
количественном его аспекте. Он считает либидо просто психической энергией,
неслыханное разнообразие и формы проявления которой соответствуют «воле» в
понимании Шопенгауэра Следует заметить, что Юнг выступает здесь против
фрейдовской концепции либидо, сложившейся к 1912 году. Хотя Фрейд всегда
говорил о сексуальном характере либидо, он описывал его также как
количественную энергию влечений, которые имеют отношение ко всему, что можно
назвать любовью, и которые он противопоставлял влечениям к смерти. Во-вторых,
Юнг утверждает, что либидо, понимаемое в этом новом значении, естественным
образом выражается в форме символов, подобных тем, что можно обнаружить в мифах
всех времен и народов. Уже в этой книге мы можем увидеть зачатки концепции
коллективного бессознательного как психического коррелята дифференциации мозга
у человека, которое формирует совокупность образов и символов, впоследствии
названных им архетипами. В-третьих, из всех рассмотренных в ней мифов в
качестве особенно важного выделяется миф о герое. Юнг исследует борьбу героя за
освобождение от матери, проводя самые разные параллели с борьбой с чудовищем.
В 1921 году - примерно в одно время с публикацией Роршахом своей теории типов и
работой Эрнста Кречмера «Строение тела и характер» - Юнг публикует
«Психологические типы». Это сочинение объемом около 700 страниц до настоящего
времени выдержало десять изданий. В нем Юнг развивает идею о том, что тип
заранее определяет и ограничивает суждение человека, а любой способ
рассмотрения относителен. В отношении индивида к миру, к людям и к вещам Юнг
констатирует два психических механизма: направленную вовне психическую энергию
- движение к объекту - он называет экстраверсией. Это позиция тех людей,
мотивация которых определяется, прежде всего, внешними факторами. Смещение
интереса индивида от объекта к субъекту и к своим собственным психическим
процессам Юнг называет интроверсией. Она представляет собой установку тех
индивидов, мотивация которых определяется, главным образом, их собственным
внутренним миром.
Почти две трети книги составляет подробный обзор; в нем Юнг, основываясь на
трудах теологов, философов, психологов, поэтов и ученых-теоретиков, доказывает
свой тезис о существовании в высшей степени экстравертированного и в высшей
степени интровертированного образа мира. Именно это разное мировосприятие
лежит, например, в основе споров между Тертуллианом и Оригеном, Августином и
Пелагием, сторонниками и противниками учения о пресуществлении, средневековыми
реалистами и номиналистами, а также расхождений между Лютером и Цвингли. То же
самое относится к различению Шиллером сентиментальной и наивной поэзии,
различению Ницше аполлинической и дионисической установок и к
противопоставлению характеров Прометея и Эпиметея в эпосе Шпиттелера
«Олимпийская весна» (1905).
Однако противопоставление экстра- и интроверсии отнюдь не означает «либо-либо»;
скорее, подобно сознанию и бессознательному, они находятся в компенсаторном
отношении друг к другу.
К понятиям интро- и экстраверсии Юнг добавил систему четырех основных функций
сознательной психики: две рациональные функции - мышление и его противоположный
полюс, чувствование - и две иррациональные функции - ощущение и его
противоположность, интуицию, при этом «иррациональное» понимается не в
негативном смысле как антирациональное, а в позитивном - как находящееся вне
сферы рационального. Под функцией ощущения Юнг понимает восприятие с помощью
органов чувств того, что лежит вовне, то есть сознательное восприятие
реальности. Интуиция помогает постичь бессознательную комбинацию
бессознательных связей, то есть способствует непосредственному восприятию
бессознательного. Мышление упорядочивает психический материал в соответствии с
принципами целесообразности или логики, чувствование оценивает чисто
субъективно с точки зрения удовольствия или неудовольствия. У каждого человека
функции дифференцированы по-разному. Наиболее дифференцированной функции
противостоит неполноценная функция, интеграция которой является важнейшим
процессом индивидуации (см. статью Г. Вера в этом томе). В последней главе
«Психологических типов» Юнг впервые дает обзор новых понятий аналитической
психологии.
Семь лет спустя он публикует две работы, в которых последовательно и простым
языком излагает свою психологическую теорию, стремясь сделать ее доступной для
широкой публики. В них Юнг описывает главные факты, полученные в результате
своего «путешествия в бессознательное». Опубликованная в 1928 году работа
«Отношения между Я и бессознательным» восходит к статье 1916 года, которая была
опубликована только на французском и английском языках под названием «La
structure de l'mconscient» и «The Concept of the Unconscious» соответственно.
Также в 1928 году появилась работа «Об энергетике души», которую он расширил до
двух очерков, посвященных теории сновидений и комплексов, и опубликовал в 1948
году под названием «О психической энергетике и сущности сновидений». В них Юнг
дает сжатый обзор наиболее важных своих представлений. Я рассмотрю две эти
работы вместе и дам краткий обзор основных затрагиваемых в них проблем.
Психическую энергию Юнг сравнивает с энергией физической (см. статью Г. Хесс в
этом томе). Количественно она определяется уровнем интенсивности, но кроме
причины имеет также и цель. Она может запруживаться, накапливаться,
канализироваться, транс-формироваться, расщепляться, проецироваться или
интроецироваться, инфляционно разрастаться или исчезать в коллективном
бессознательном. Она предстает в форме прогрессии или регрессии, экстра- или
интроверсии, перемещения либидо и символообразования. Во всех этих процессах
психика выступает как саморегулирующаяся система. Юнг проводит различие между
личным бессознательным, содержание которого составляет приобретенный человеком
опыт, и безличным, коллективным бессознательным. Бессознательное развивается
автономно, комплементарно сознанию и представляет собой прежде всего
«резиденцию» универсальных первообразов, архетипов, оживление которых,
по-видимому, биологически связано с наследованием мозговой структуры. Юнг
проводит различие между архетипами в собственном смысле слова, которые обычно
латентны и бессознательны, и архетипическими образами, то есть проявлениями
архетипов в сознании. Архетипы не являются продуктом индивидуального опыта, они
универсальны. Они представляют собой центры психической энергии. Они имеют
нуминозное, жизненное качество и прояв¬ляются в критических ситуациях через
внешнее событие или внутреннее изменение. Инстанция Я, находящаяся на стыке
между внешним, пространственным, и внутрен¬ним, субъективным, миром, между
бессознательным и сознанием, связана с Персоной, Тенью, Анимой или Анимусом,
архетипом духа и Самостью. Персона как совокуп¬ность общепринятых установок и
Тень как сумма тех качеств, которые человек хотел бы скрыть от других и самого
себя - это, скорее, внешние аспекты индивида, тогда как архетип души, Анима,
или архетип духа, Анимус, Мудрый старец, Великая мать и самый главный из всех
архетипов, Самость, относятся к интрапсихической реальности коллективного
бессознательного. Рассматривая пару понятий «Анимус» и «Анима», Юнг говорит о
врожденной психической структуре, которая сигнализирует о потребности мужчины и
женщины во взаимном дополнении как в физическом, так и в психическом смысле и
включает в себя комплементарные формы проявления психических данностей у
противоположных полов, причем Анима компенсирует мужское сознание, а Анимус -
женское.
Согласно Юнгу, сновидения представляют собой естественные продукты заднего
плана души, спонтанное, непосредственное самовыражение в символической форме
актуального положения бессознательного. Они выполняют функцию создания
равновесия между сознанием и бессознательным и выступают как компенсация того
или иного состояния сознания. Каузальный подход Фрейда Юнг, опираясь на идеи
Мёдера, расширяет своим ориентированным на конечную цель проспективным
толкованием сновидений, в соответствии с которым задается вопрос о «намерении»
сна. Юнг проводит разграничение между толкованием сновидения на субъектной и
объектной ступени. В отличие от объектной ступени, где, например, приснившиеся
люди относятся к реальному внешнему миру, при толковании на субъектной ступени
персонажи сновидения указывают на соответствующие особенности самого сновидца,
в результате чего возникает необычайно сложная моральная задача - признать
неполноценные компоненты увиденного во сне человека своими собственными и
отказаться от проекции вовне.
В совместной публикации Юнга и его друга, синолога Рихарда Вильгельма, книге
«Тайна золотого цветка» (1929) Юнг отмечает, что китайское понятие «Тао»
эквивалентно его собственному понятию «Самость». Аналогии между китайскими
символами и образами, спонтанно возникающими у пациентов Юнга, подтвердили его
представление об универсальности архетипических образов.
Лекции по психологии религии (1937), опубликованные в 1940 году под названием
«Психология и религия», раскрывают представления Юнга о религии. Он определяет
религию как тщательное и добросовестное наблюдение того, что Рудольф Отто (в
работе «Священное», 1917) удачно назвал нуминозом. Юнг приписывает переживанию
архетипа нуминозное качество и относит архетипы к самым истокам тех религиозных
переживаний, из которых проистекают религиозные ритуалы и догмы. Юнг считает,
что человек по своей природе религиозен, и подчеркивает, что религия,
бесспорно, представляет собой одно из самых ранних и самых общих проявлений
человеческой души.
В книге «Paracelsica» (1942), содержащей две лекции о враче и философе
Теофрасте, Юнг подробно знакомит читателя с его таинственной алхимической
философией и, в частности, дает в высшей степени интересную интерпретацию его
загадочного сочинения «О долгой жизни».
В своем фундаментальном труде «Психология и алхимия» (1944) Юнг проводит связь
между двумя внешне весьма далекими друг от друга областями современной
глубинной психологией и средневековой алхимией. Прежде всего Юнг рассматривает
натурфилософскую и историко-религиозную проблематику алхимии. Многие столетия
алхимия в качестве духовного подводного течения сосуществовала с официальным
христианством, сохраняя живыми неоплатонические и гностические идеи, античный
дух и природное чувство. Алхимия относилась к христианству, как бессознательное
к сознанию. Она заботилась о том, чтобы мост между природой и христианством
догматическую односторонность церкви, например, исключительно мужское
представительство Троицы, делая акцент на женской природе prima materia
(первичной материи). В процедурах алхимиков Юнг усматривает проекцию процесса
индивидуации. Алхимик относится к своему труду, opus alchemicum, как человек,
который не может и не хочет оставаться таким, каков он есть в данный момент. Он
хочет измениться. Если алхимики в форме псевдохимического метода
материализовывали процесс своей собственной индивидуации, то Юнг и его пациенты
осуществляли этот процесс ассимиляции через изображение своих сновидений и
фантазий в виде картин, рисунков, пластического танца или в акустической форме.
Юнг сравнивает символы сновидения, проявившиеся в процессе индивидуации
незнакомого ему современного молодого мужчины, с символами алхимии и отмечает
удивительные параллели. Психический процесс и путь алхимиков можно представить
в виде спирали - через определенные интервалы символы возвращаются к
определенным формам, указывающим на цели, в частности на Самость. Из материала,
включающего около 400 сновидений, Юнг выбирает те сны, которые указывают на Самость.
Речь идет об изображениях круглой формы, так называемых мандалах, и о
четверице. Юнг подробно исследует параллели, проводимые алхимией между так
называемым «философским камнем» и Христом, в котором Юнг усматривает один из
наиболее разработанных символов Самости. Его понятие Самости наряду с добром
включает в себя также и зло, наряду с Христом - также и дьявола. На это же
соеди¬нение противоположностей указывает мужская и одновременно женская природа
ляписа. Цель процесса алхимической трансформации - высвобождение связанной в
веществе anima mundi (души мира), цель процесса индивидуации - избавление от
невроза и от односторонней ориентации сознания, а также достижение Самости как
центра и целостности сознательной и бессознательной психики.
При описании крайне важных для каждого терапевта феноменов переноса Юнг также
опирается на символику opus alchemicum. Трансферентная связь часто бывает
настолько интенсивной, что можно говорить о соединении, которое сродни
соединению двух химических веществ: вступая в связь, они оба изменяются. В
работе «Психология переноса» (1946) Юнг разбирает серию рисунков «Rosarium
Philosophorum», относя¬щихся к 1550 году - пожалуй, наиболее полное (десять
картин) и, вместе с тем, самое простое изображение объединения противоположностей
в форме «иеросгамоса» («священной свадьбы»), - чтобы прояснить многостороннюю и
сложную проблему переноса. В современной серии картин Юнг, наряду с
присоединением к традиционному мотиву, также наблюдал спонтанные повторения
архаических или мифологических представлений. Хотя Юнг не считал, что перенос
обязательно необходим в процессе любого анализа, он, соглашаясь с Фрейдом,
характеризовал этот феномен как основу терапевтического воздействия, отмечая,
однако, что это не единственный инструмент аналитического метода. Пожалуй, в
гораздо большей степени, чем Фрейд, он считает терапевта участником процесса
изменения. (Именно поэтому в качестве предвари¬тельного условия проведения
психотерапии он ввел учебный анализ.) В любых отноше¬ниях, в том числе и в отношениях
между врачом и пациентом, он видит кватернальную структуру отношений, в которой
сознание и бессознательные проекции пациента задействованы точно так же, как
сознание и бессознательные проекции психотерапевта (см. статью К. Т.
Фрейя-Верлина в этом томе). В феномене контрпереноса Юнг усматривает один из
самых важных и наиболее содержательных синдромов процесса индивидуации, который
в силу своих коллективных содержаний и символов выходит далеко за пределы
личности и простирается в социальную сферу.
В своей работе «Символика духа - очерки о психической феноменологии» (1948) Юнг
пытается дать психологическую интерпретацию догмата о Троице. При этом он
проводит параллели прежде всего с египетской теологией, а также с
представлениями, существовавшими в Вавилоне и Древней Греции. В таинстве Троицы
светлый дух христианского откровения нашел свое наиболее дифференцированное
выражение. Вместе с тем, и хтонический дух сновидений, и алхимические фантазии
(Меркурий), и в то же время сказки - достаточно причудливым образом - принимают
такую же форму троицы. О таком нуминозном отражении в бессознательном как
природном источнике откровения и идет речь в статье Юнга, в которой
рассматривается проявление духа в сказке.
В работе «Эон - к вопросу о символике Самости» (1951) Юнг еще раз в крайне
сжатой форме излагает основные идеи относительно структуры человеческой
психики, возникшие у него в результате осмысления своего жизненного опыта. При
этом в качестве последнего постижимого понятия целостности Самость выступает как
концентрированное отражение всех сложностей и противоречий бытия. Юнг
интерпретирует Христа как символ Самости и анализирует многовековое развитие
представленного в нем религиозного содержания. Он говорит о совпадении по
времени рождения Христа и начала нового зона, зодиакального созвездия Рыбы. И
именно поэтому символ Христа, рыба, считается властителем нового века, подобно
тому, как когда-то Хаммурапи считался властителем зодиакального созвездия Овна.
Помимо амбивалентности символа рыбы Юнг затрагивает также сложную проблему
светлой и темной стороны образа Бога.
Этот вопрос привел его к написанию необычайно интересной работы «Ответ Иову»
(1952а), поскольку именно в библейской Книге Иова амбивалентный образ Бога
играет решающую роль. Иов ожидает, что Бог заступится за него, так сказать,
перед Богом, и в этом выражается трагическая противоречивость Иова. В конечном
счете, именно Бог, от которого проистекает добро и зло, породил мир и грех, а
затем в обличье Христа сам должен испытать человеческую участь.
В том же 1952 году Юнг вместе с физиком В. Паули публикует работу «Объяснение
природы и психика», а затем «Синхроничность как принцип акаузальных
взаимосвязей». В ней рассматриваются архетипически обусловленные феномены,
которые нельзя постичь с помощью принципа каузальности. Речь идет, скорее, о
неких связанных по смыслу совпадениях. В теории синхроничности разбираются
взаимосвязи между научными выводами современной физики и аналитической
психологии, касающиеся еще мало исследованной и труднодоступной пограничной
сферы реальности.
В труде «О корнях сознания - очерки об архетипе» (1954) (объемом около 700
страниц) Юнг ставит вопрос о том, каким образом феномен антропоса, «большого
человека» (Самости), проявляется в индивидуальном опыте. Прежде чем
предпри¬нять попытку научно-теоретического объяснения архетипа в последней
статье, он иллюстрирует взаимодействие бессознательного и сознания, развитие
сознания из бессознательного и «проникновение» более крупной личности,
«внутреннего человека», в жизнь каждого индивида.
В своей последней работе «Mysterium Coniunctionis - исследование разделения и
соединения психических противоположностей в алхимии» (1-я часть - 1955 год, 2-я
часть - 1956) Юнг еще раз обращается к проблеме феноменологии и синтеза
противоположностей в алхимии, которую он начал разрабатывать еще в «Психологии
переноса». Из огромного множества символов люди постоянно обращались к
исходному состоянию, так называемому хаосу, в качестве prima materia и его
противоположности, представлению о природе конечного состояния. Многие
представления объединяют идеи долговечности (бессмертия), андрогинии,
объединения духа и тела, человека и Бога. Проблематика противоположностей в
психической области проявляется в диссоциации личности вследствие столкновения
несовместимых тенденций. Поэтому терапевт, соприкасаясь в процессе лечения с
противоположностями, должен быть нацелен на их длительное объединение,
аналогичное многочисленным архетипическим мотивам великого mysterium
coniunctionis (таинства соединения), которому Юнг дает объяснение в своем
последнем труде.