ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ЮНГА Краткое изложение в хронологическом порядке
Христиан Роде


В общей сложности Юнгу принадлежит 254 публикации - не считая переписки с Фрейдом (1974) и трехтомного издания писем (1972-1973). Поэтому выделить наиболее важные его труды (таковых насчитывается около тридцати) и изложить их в хронологическом порядке при небольшом объеме настоящей статьи представляется крайне сложной задачей, тем более что Юнг как пионер глубинной психологии был не систематиком, а исследователем-эмпириком, который в свете выдвинутых им рабочих гипотез и полученных данных постоянно переосмысливал и заново формулировал основные положения своей теории. Так, например, некоторые из его наиболее важных трудов после 4-го или 5-го издания подвергались существенной корректировке и переработке. Некоторые основополагающие работы публиковались в журналах и лишь спустя многие годы были изданы в виде книг (например, работа «Отношения между Я и бессознательным» была опубликована в виде статьи в 1916 году, а в виде книги (в 1928-м). Другие сочинения, как, например, популярная работа «О психологии бессознательного», по мере переиздания превращались из статей в исправленные и дополненные книги. Вначале это была статья «Новые пути в психологии» (1912), которая в 1917 году была расширена до книги «Психология бессознательных процессов», затем при 3-м и 4-м изданиях опубликована в исправленном и дополненном варианте под названием «Бессознательная душевная жизнь в норме и при болезни» и, наконец, в виде книги «О психологии бессознательного». К 1966 году она выдержала восемь изданий. В целях соблюдения хронологической последовательности я буду каждый раз ссылаться соответственно на первый вариант и последующие изменения. Во всех без исключения описаниях теории Юнга, авторами которых были его самые верные ученики, хронологическая последовательность также не соблюдается - в них преобладает тематический подход. При хронологическом порядке изложения психиатрические исследования оказываются вместе с работами, посвященными психологии религии, психотерапии и алхимии.
Уже в диссертации, озаглавленной «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» (1902), в которой анализируются спиритические сеансы (1895-1899) с медиумом Хеленой Прайсверк, Юнг не только определяет и классифицирует различные феномены, обнаруженные у его испытуемой - сомнамбулизм, полусомнамбулизм, автоматическое письмо и галлюцинации, - но и высказывает мысль, что подобные феномены представляют собой динамические проявления психики, для объяснения которых одной только классификации отнюдь не достаточно. Особенно он подчеркивает два момента: во-первых, способность девушки совершать в состоянии транса действия, которые она не может выполнять в состоянии бодрствования. Во-вторых, полное отличие личности «Ивенес» - уравновешенной, серьезной и задумчивой девушки - от неуравновешенной обычной личности медиума. Юнг пришел к выводу, что Ивенес - не что иное, как взрослая личность медиума, зачатки которой существовали в бессознательном девушки. То есть отщепленные содержания бессознательного могут принимать форму человеческой личности, либо проецируюсь в форме галлюцинаций вовне, либо, как на спиритических сеансах, овладевая сознанием.
С ассоциативного эксперимента (1903), по словам самого Юнга, началась его собственная научная работа. Свой многолетний труд он обобщил в «Диагностических исследованиях ассоциаций» (т. I 1906, т. II 1909). Юнг дает подробное описание истории ассоциативного эксперимента, в котором испытуемый должен как можно быстрее отреагировать первыми пришедшими ему в голову словами на ряд тщательно подобранных, произносимых вслух слов. При этом измеряется время реакции. Ошибки испытуемого, замедленные реакции, нарушения привели его к выводу о существовании в бессознательном эмоционально окрашенных групп представлений, которые он вслед за Циеном назвал «комплексами» (см. статью К. Т. Фрейя-Верлина в этом томе). Выявлению и анализу этих, как правило, бессознательных, автономных комплексов и посвящена работа Юнга. Он провел различие между нормальными, случайными и постоянными комплексами. При сравнении «нормальных комплексов» у мужчин и женщин он установил, что у женщин на первом плане находились эротические комплексы и комплексы, связанные с семьей, домом, беременностью, детьми и браком. У мужчин преобладали комплексы, связанные с честолюбием, деньгами и стремлением к успеху. Случайные комплексы связаны со специфическими событиями в жизни испытуемого. Наличие постоянных, фиксированных комплексов Юнг установил при истерии и прежде всего при dementia praeсох. В своей работе «О психологии dementia praecox» (1907) он дополняет исследования Блейлера, подчеркивая его заслуги, и в то же время высказывает серьезные сомнения в отношении теории Фрейда. Отныне Юнг использует понятие «комплекс» в широком значении и выделяет несколько разновидностей комплексов в зависимости от того, относятся ли они к отдельному событию или к сохраняющейся долгое время ситуации, являются ли они осознанными, частично осознанными или полностью бессознательными, насколько сильно они эмоционально окрашены. Для демонстрации своего метода Юнг приводит весьма подробный анализ случая 60-летней пациентки, которая почти двадцать лет провела в Бургхёльцли. Ее одолевали много-численные галлюцинации и бредовые идеи, возникавшие практически без какой-либо связи друг с другом. Юнг провел с ней несколько раз ассоциативный эксперимент и, кроме того, попросил дать свободные ассоциации к словам, которые казались ему ключевыми в связи с бредовыми представлениями. Таким способом ему удалось идентифицировать многочисленные комплексы, которые он разделил на три группы: мечты о счастье, жалобы на несправедливость и сексуальные комплексы. Внешне не связанные между собой патологические проявления пациентки выражали, таким образом, в качестве компенсации ее суровой и полной лишений жизни постоянное стремление к исполнению желаний. Но если при истерии комплексы удавалось преодолевать, то пациенты, больные dementia praecox, оставались в плену своих бредовых представлений. В связи с этим Юнг выдвинул гипотезу, что их комплексы продуцировали токсин, наносивший мозгу непоправимый вред. В своей книге «Содержание психоза» (Jung 1908) Юнг высказал предположение, что бредовые идеи психотиков являются выражением их стремления создать новую картину мира.
Работа «Метаморфозы и символы либидо. К вопросу об истории развития мышления» (Jung 1912) привела Юнга к разрыву с Фрейдом. На четырехстах с лишим страницах о комментирует опубликованный в 1906 году Флорнуа материал фанта¬зий неизвестной ему юной американки (псевдоним Фрэнк Миллер), которая страдала шизофренией. Крайне внушаемая пациентка, грезя наяву, услышала стихотворение «Славься, Боже». Ночью, когда она находилась в гипнагогическом состоянии, у нее сложилось стихотворение «Мотылек, стремящийся к солнцу». Позднее она придумала драму, главной фигурой которой был образ героя - ацтека или инка. К этому скудному материалу Юнг добавил многочисленные цитаты из Библии, Упанишад, других священных писаний, из эпоса о Гильгамеше и «Одиссеи», из произведен!, поэтов и философов (в частности Гёте и Ницше), археологов, лингвистов и историке: религии, исследователей мифологии (Кройцера, Штейнталя и др.), этнолога Фробениуса и, разумеется, психологов, психиатров и психоаналитиков, чтобы показать прямые и косвенные духовные источники, которые соединяются в непроизвольном индивидуальном продукте фантазии мисс Миллер. Фантазии служат также своего рода «нитью Ариадны», ведущей по лабиринтам символических параллелей, которые возникают в результате амплификации.
Хотя через 37 лет Юнг подверг этот труд основательной переработке и почти на 800 страницах дополнил его многочисленными последующими открытиями, что по¬служило поводом к изменению названия - «Символы метаморфозы» (1952), - уже тогда он сделал три важнейших нововведения. Во-первых, он противопоставляет фрейдовскому пониманию либидо как сексуальной инстинктивной энергии свою концепцию либидо, в которой делает акцент не на качественном, а на количественном его аспекте. Он считает либидо просто психической энергией, неслыханное разнообразие и формы проявления которой соответствуют «воле» в понимании Шопенгауэра Следует заметить, что Юнг выступает здесь против фрейдовской концепции либидо, сложившейся к 1912 году. Хотя Фрейд всегда говорил о сексуальном характере либидо, он описывал его также как количественную энергию влечений, которые имеют отношение ко всему, что можно назвать любовью, и которые он противопоставлял влечениям к смерти. Во-вторых, Юнг утверждает, что либидо, понимаемое в этом новом значении, естественным образом выражается в форме символов, подобных тем, что можно обнаружить в мифах всех времен и народов. Уже в этой книге мы можем увидеть зачатки концепции коллективного бессознательного как психического коррелята дифференциации мозга у человека, которое формирует совокупность образов и символов, впоследствии названных им архетипами. В-третьих, из всех рассмотренных в ней мифов в качестве особенно важного выделяется миф о герое. Юнг исследует борьбу героя за освобождение от матери, проводя самые разные параллели с борьбой с чудовищем.
В 1921 году - примерно в одно время с публикацией Роршахом своей теории типов и работой Эрнста Кречмера «Строение тела и характер» - Юнг публикует «Психологические типы». Это сочинение объемом около 700 страниц до настоящего времени выдержало десять изданий. В нем Юнг развивает идею о том, что тип заранее определяет и ограничивает суждение человека, а любой способ рассмотрения относителен. В отношении индивида к миру, к людям и к вещам Юнг констатирует два психических механизма: направленную вовне психическую энергию - движение к объекту - он называет экстраверсией. Это позиция тех людей, мотивация которых определяется, прежде всего, внешними факторами. Смещение интереса индивида от объекта к субъекту и к своим собственным психическим процессам Юнг называет интроверсией. Она представляет собой установку тех индивидов, мотивация которых определяется, главным образом, их собственным внутренним миром.
Почти две трети книги составляет подробный обзор; в нем Юнг, основываясь на трудах теологов, философов, психологов, поэтов и ученых-теоретиков, доказывает свой тезис о существовании в высшей степени экстравертированного и в высшей степени интровертированного образа мира. Именно это разное мировосприятие лежит, например, в основе споров между Тертуллианом и Оригеном, Августином и Пелагием, сторонниками и противниками учения о пресуществлении, средневековыми реалистами и номиналистами, а также расхождений между Лютером и Цвингли. То же самое относится к различению Шиллером сентиментальной и наивной поэзии, различению Ницше аполлинической и дионисической установок и к противопоставлению характеров Прометея и Эпиметея в эпосе Шпиттелера «Олимпийская весна» (1905).
Однако противопоставление экстра- и интроверсии отнюдь не означает «либо-либо»; скорее, подобно сознанию и бессознательному, они находятся в компенсаторном отношении друг к другу.
К понятиям интро- и экстраверсии Юнг добавил систему четырех основных функций сознательной психики: две рациональные функции - мышление и его противоположный полюс, чувствование - и две иррациональные функции - ощущение и его противоположность, интуицию, при этом «иррациональное» понимается не в негативном смысле как антирациональное, а в позитивном - как находящееся вне сферы рационального. Под функцией ощущения Юнг понимает восприятие с помощью органов чувств того, что лежит вовне, то есть сознательное восприятие реальности. Интуиция помогает постичь бессознательную комбинацию бессознательных связей, то есть способствует непосредственному восприятию бессознательного. Мышление упорядочивает психический материал в соответствии с принципами целесообразности или логики, чувствование оценивает чисто субъективно с точки зрения удовольствия или неудовольствия. У каждого человека функции дифференцированы по-разному. Наиболее дифференцированной функции противостоит неполноценная функция, интеграция которой является важнейшим процессом индивидуации (см. статью Г. Вера в этом томе). В последней главе «Психологических типов» Юнг впервые дает обзор новых понятий аналитической психологии.
Семь лет спустя он публикует две работы, в которых последовательно и простым языком излагает свою психологическую теорию, стремясь сделать ее доступной для широкой публики. В них Юнг описывает главные факты, полученные в результате своего «путешествия в бессознательное». Опубликованная в 1928 году работа «Отношения между Я и бессознательным» восходит к статье 1916 года, которая была опубликована только на французском и английском языках под названием «La structure de l'mconscient» и «The Concept of the Unconscious» соответственно. Также в 1928 году появилась работа «Об энергетике души», которую он расширил до двух очерков, посвященных теории сновидений и комплексов, и опубликовал в 1948 году под названием «О психической энергетике и сущности сновидений». В них Юнг дает сжатый обзор наиболее важных своих представлений. Я рассмотрю две эти работы вместе и дам краткий обзор основных затрагиваемых в них проблем. Психическую энергию Юнг сравнивает с энергией физической (см. статью Г. Хесс в этом томе). Количественно она определяется уровнем интенсивности, но кроме причины имеет также и цель. Она может запруживаться, накапливаться, канализироваться, транс-формироваться, расщепляться, проецироваться или интроецироваться, инфляционно разрастаться или исчезать в коллективном бессознательном. Она предстает в форме прогрессии или регрессии, экстра- или интроверсии, перемещения либидо и символообразования. Во всех этих процессах психика выступает как саморегулирующаяся система. Юнг проводит различие между личным бессознательным, содержание которого составляет приобретенный человеком опыт, и безличным, коллективным бессознательным. Бессознательное развивается автономно, комплементарно сознанию и представляет собой прежде всего «резиденцию» универсальных первообразов, архетипов, оживление которых, по-видимому, биологически связано с наследованием мозговой структуры. Юнг проводит различие между архетипами в собственном смысле слова, которые обычно латентны и бессознательны, и архетипическими образами, то есть проявлениями архетипов в сознании. Архетипы не являются продуктом индивидуального опыта, они универсальны. Они представляют собой центры психической энергии. Они имеют нуминозное, жизненное качество и прояв¬ляются в критических ситуациях через внешнее событие или внутреннее изменение. Инстанция Я, находящаяся на стыке между внешним, пространственным, и внутрен¬ним, субъективным, миром, между бессознательным и сознанием, связана с Персоной, Тенью, Анимой или Анимусом, архетипом духа и Самостью. Персона как совокуп¬ность общепринятых установок и Тень как сумма тех качеств, которые человек хотел бы скрыть от других и самого себя - это, скорее, внешние аспекты индивида, тогда как архетип души, Анима, или архетип духа, Анимус, Мудрый старец, Великая мать и самый главный из всех архетипов, Самость, относятся к интрапсихической реальности коллективного бессознательного. Рассматривая пару понятий «Анимус» и «Анима», Юнг говорит о врожденной психической структуре, которая сигнализирует о потребности мужчины и женщины во взаимном дополнении как в физическом, так и в психическом смысле и включает в себя комплементарные формы проявления психических данностей у противоположных полов, причем Анима компенсирует мужское сознание, а Анимус - женское.
Согласно Юнгу, сновидения представляют собой естественные продукты заднего плана души, спонтанное, непосредственное самовыражение в символической форме актуального положения бессознательного. Они выполняют функцию создания равновесия между сознанием и бессознательным и выступают как компенсация того или иного состояния сознания. Каузальный подход Фрейда Юнг, опираясь на идеи Мёдера, расширяет своим ориентированным на конечную цель проспективным толкованием сновидений, в соответствии с которым задается вопрос о «намерении» сна. Юнг проводит разграничение между толкованием сновидения на субъектной и объектной ступени. В отличие от объектной ступени, где, например, приснившиеся люди относятся к реальному внешнему миру, при толковании на субъектной ступени персонажи сновидения указывают на соответствующие особенности самого сновидца, в результате чего возникает необычайно сложная моральная задача - признать неполноценные компоненты увиденного во сне человека своими собственными и отказаться от проекции вовне.
В совместной публикации Юнга и его друга, синолога Рихарда Вильгельма, книге «Тайна золотого цветка» (1929) Юнг отмечает, что китайское понятие «Тао» эквивалентно его собственному понятию «Самость». Аналогии между китайскими символами и образами, спонтанно возникающими у пациентов Юнга, подтвердили его представление об универсальности архетипических образов.
Лекции по психологии религии (1937), опубликованные в 1940 году под названием «Психология и религия», раскрывают представления Юнга о религии. Он определяет религию как тщательное и добросовестное наблюдение того, что Рудольф Отто (в работе «Священное», 1917) удачно назвал нуминозом. Юнг приписывает переживанию архетипа нуминозное качество и относит архетипы к самым истокам тех религиозных переживаний, из которых проистекают религиозные ритуалы и догмы. Юнг считает, что человек по своей природе религиозен, и подчеркивает, что религия, бесспорно, представляет собой одно из самых ранних и самых общих проявлений человеческой души.
В книге «Paracelsica» (1942), содержащей две лекции о враче и философе Теофрасте, Юнг подробно знакомит читателя с его таинственной алхимической философией и, в частности, дает в высшей степени интересную интерпретацию его загадочного сочинения «О долгой жизни».
В своем фундаментальном труде «Психология и алхимия» (1944) Юнг проводит связь между двумя внешне весьма далекими друг от друга областями современной глубинной психологией и средневековой алхимией. Прежде всего Юнг рассматривает натурфилософскую и историко-религиозную проблематику алхимии. Многие столетия алхимия в качестве духовного подводного течения сосуществовала с официальным христианством, сохраняя живыми неоплатонические и гностические идеи, античный дух и природное чувство. Алхимия относилась к христианству, как бессознательное к сознанию. Она заботилась о том, чтобы мост между природой и христианством догматическую односторонность церкви, например, исключительно мужское представительство Троицы, делая акцент на женской природе prima materia (первичной материи). В процедурах алхимиков Юнг усматривает проекцию процесса индивидуации. Алхимик относится к своему труду, opus alchemicum, как человек, который не может и не хочет оставаться таким, каков он есть в данный момент. Он хочет измениться. Если алхимики в форме псевдохимического метода материализовывали процесс своей собственной индивидуации, то Юнг и его пациенты осуществляли этот процесс ассимиляции через изображение своих сновидений и фантазий в виде картин, рисунков, пластического танца или в акустической форме.
Юнг сравнивает символы сновидения, проявившиеся в процессе индивидуации незнакомого ему современного молодого мужчины, с символами алхимии и отмечает удивительные параллели. Психический процесс и путь алхимиков можно представить в виде спирали - через определенные интервалы символы возвращаются к определенным формам, указывающим на цели, в частности на Самость. Из материала, включающего около 400 сновидений, Юнг выбирает те сны, которые указывают на Самость. Речь идет об изображениях круглой формы, так называемых мандалах, и о четверице. Юнг подробно исследует параллели, проводимые алхимией между так называемым «философским камнем» и Христом, в котором Юнг усматривает один из наиболее разработанных символов Самости. Его понятие Самости наряду с добром включает в себя также и зло, наряду с Христом - также и дьявола. На это же соеди¬нение противоположностей указывает мужская и одновременно женская природа ляписа. Цель процесса алхимической трансформации - высвобождение связанной в веществе anima mundi (души мира), цель процесса индивидуации - избавление от невроза и от односторонней ориентации сознания, а также достижение Самости как центра и целостности сознательной и бессознательной психики.
При описании крайне важных для каждого терапевта феноменов переноса Юнг также опирается на символику opus alchemicum. Трансферентная связь часто бывает настолько интенсивной, что можно говорить о соединении, которое сродни соединению двух химических веществ: вступая в связь, они оба изменяются. В работе «Психология переноса» (1946) Юнг разбирает серию рисунков «Rosarium Philosophorum», относя¬щихся к 1550 году - пожалуй, наиболее полное (десять картин) и, вместе с тем, самое простое изображение объединения противоположностей в форме «иеросгамоса» («священной свадьбы»), - чтобы прояснить многостороннюю и сложную проблему переноса. В современной серии картин Юнг, наряду с присоединением к традиционному мотиву, также наблюдал спонтанные повторения архаических или мифологических представлений. Хотя Юнг не считал, что перенос обязательно необходим в процессе любого анализа, он, соглашаясь с Фрейдом, характеризовал этот феномен как основу терапевтического воздействия, отмечая, однако, что это не единственный инструмент аналитического метода. Пожалуй, в гораздо большей степени, чем Фрейд, он считает терапевта участником процесса изменения. (Именно поэтому в качестве предвари¬тельного условия проведения психотерапии он ввел учебный анализ.) В любых отноше¬ниях, в том числе и в отношениях между врачом и пациентом, он видит кватернальную структуру отношений, в которой сознание и бессознательные проекции пациента задействованы точно так же, как сознание и бессознательные проекции психотерапевта (см. статью К. Т. Фрейя-Верлина в этом томе). В феномене контрпереноса Юнг усматривает один из самых важных и наиболее содержательных синдромов процесса индивидуации, который в силу своих коллективных содержаний и символов выходит далеко за пределы личности и простирается в социальную сферу.
В своей работе «Символика духа - очерки о психической феноменологии» (1948) Юнг пытается дать психологическую интерпретацию догмата о Троице. При этом он проводит параллели прежде всего с египетской теологией, а также с представлениями, существовавшими в Вавилоне и Древней Греции. В таинстве Троицы светлый дух христианского откровения нашел свое наиболее дифференцированное выражение. Вместе с тем, и хтонический дух сновидений, и алхимические фантазии (Меркурий), и в то же время сказки - достаточно причудливым образом - принимают такую же форму троицы. О таком нуминозном отражении в бессознательном как природном источнике откровения и идет речь в статье Юнга, в которой рассматривается проявление духа в сказке.
В работе «Эон - к вопросу о символике Самости» (1951) Юнг еще раз в крайне сжатой форме излагает основные идеи относительно структуры человеческой психики, возникшие у него в результате осмысления своего жизненного опыта. При этом в качестве последнего постижимого понятия целостности Самость выступает как концентрированное отражение всех сложностей и противоречий бытия. Юнг интерпретирует Христа как символ Самости и анализирует многовековое развитие представленного в нем религиозного содержания. Он говорит о совпадении по времени рождения Христа и начала нового зона, зодиакального созвездия Рыбы. И именно поэтому символ Христа, рыба, считается властителем нового века, подобно тому, как когда-то Хаммурапи считался властителем зодиакального созвездия Овна. Помимо амбивалентности символа рыбы Юнг затрагивает также сложную проблему светлой и темной стороны образа Бога.
Этот вопрос привел его к написанию необычайно интересной работы «Ответ Иову» (1952а), поскольку именно в библейской Книге Иова амбивалентный образ Бога играет решающую роль. Иов ожидает, что Бог заступится за него, так сказать, перед Богом, и в этом выражается трагическая противоречивость Иова. В конечном счете, именно Бог, от которого проистекает добро и зло, породил мир и грех, а затем в обличье Христа сам должен испытать человеческую участь.
В том же 1952 году Юнг вместе с физиком В. Паули публикует работу «Объяснение природы и психика», а затем «Синхроничность как принцип акаузальных взаимосвязей». В ней рассматриваются архетипически обусловленные феномены, которые нельзя постичь с помощью принципа каузальности. Речь идет, скорее, о неких связанных по смыслу совпадениях. В теории синхроничности разбираются взаимосвязи между научными выводами современной физики и аналитической психологии, касающиеся еще мало исследованной и труднодоступной пограничной сферы реальности.
В труде «О корнях сознания - очерки об архетипе» (1954) (объемом около 700 страниц) Юнг ставит вопрос о том, каким образом феномен антропоса, «большого человека» (Самости), проявляется в индивидуальном опыте. Прежде чем предпри¬нять попытку научно-теоретического объяснения архетипа в последней статье, он иллюстрирует взаимодействие бессознательного и сознания, развитие сознания из бессознательного и «проникновение» более крупной личности, «внутреннего человека», в жизнь каждого индивида.
В своей последней работе «Mysterium Coniunctionis - исследование разделения и соединения психических противоположностей в алхимии» (1-я часть - 1955 год, 2-я часть - 1956) Юнг еще раз обращается к проблеме феноменологии и синтеза противоположностей в алхимии, которую он начал разрабатывать еще в «Психологии переноса». Из огромного множества символов люди постоянно обращались к исходному состоянию, так называемому хаосу, в качестве prima materia и его противоположности, представлению о природе конечного состояния. Многие представления объединяют идеи долговечности (бессмертия), андрогинии, объединения духа и тела, человека и Бога. Проблематика противоположностей в психической области проявляется в диссоциации личности вследствие столкновения несовместимых тенденций. Поэтому терапевт, соприкасаясь в процессе лечения с противоположностями, должен быть нацелен на их длительное объединение, аналогичное многочисленным архетипическим мотивам великого mysterium coniunctionis (таинства соединения), которому Юнг дает объяснение в своем последнем труде.